В первых числах октября состоялось очередное заседание Экспертного совета Круглого стола Всемирного клуба петербуржцев по вопросам эстетики городской среды под председательством Президента клуба, директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского, с участием экспертов из состава членов клуба петербуржцев и творческих союзов нашего города.
«Белая книга» – достижений, «Красная» – предостережений, опасений и «Черная» – книга неудач и утрат пополнились несколькими объектами. Разумеется, можно продолжить обсуждение и даже споры об их достоинствах и недостатках, соглашаясь и не соглашаясь с выводами экспертного сообщества клуба: в конечном счете, это одно из мнений. Однако нельзя не признать его консолидированным мнением петербуржцев разных профессиональных убеждений, возрастов, эстетических пристрастий и вкусов. В этом случае сумма субъективных, порой компромиссных, суждений приобретает черты объективной оценки.
2014 год принес петербургскому пейзажу не больше черной и красной красок, чем светлой. Однако и не меньше.
ИТАК, «ЧЕРНУЮ КНИГУ» ПОПОЛНИЛИ:
• ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «ИМПЕРИАЛ» вблизи ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря
Мотивация:
Разрушение сложившейся пространственной и эстетической структуры среды Московского проспекта.
Разрушение принципов сомасштабности рядовой застройки и доминант.
• СИЛУЭТ ЗАВЕРШАЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА КОМПЛЕКСА «НЕВСКАЯ РАТУША»
Мотивация:
Противоречие архитектуре комплекса «Невская ратуша» и средовой ситуации
Возникновение очередного (после банка «Санкт-Петербург) прецедента умышленной утраты петербургской идентичности в угоду глобализации.
• ПРАКТИКА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВОГО УРОВНЯ (ЦОКОЛЬ, ПЕРВЫЙ ЭТАЖ, БЕЛЬЭТАЖ) ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, приводящая к бессистемным искажениям архитектуры фасадов исторических и современных зданий (устройство наружных крылец, прорубка окон, приямков, произвольное остекление окон, не соответствующих изначальному проекту зданий). Пример: Дом ордена иезуитов (наб. Канала Грибоедова, 8)
Мотивация:
Нанесение эстетического ущерба архитектуре зданий и городской среде.
Отсутствие внятной архитектурно-художественной политики в вопросе регламентации возможных методов приспособления помещений под новые функции.
В «КРАСНУЮ КНИГУ» БЫЛО РЕШЕНО ЗАНЕСТИ:
• ПЛАНЫ РЕКОНСТРУКЦИИ АНСАМБЛЯ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА ПОД ФУНКЦИЮ АПАРТ-ОТЕЛЯ
Мотивация:
Непоправимый вред объекту культурного наследия федерального значения в историческом центре Санкт-Петербурга.
Неуважение к шедевру классической архитектуры.
Безвозвратная потеря важных общественно-значимых пространств путем (через) изъятия объекта общественного назначения, в т.ч. залов северной анфилады.
• ПРОЕКТ Т.Н. «СЕСТРОРЕЦКОГО» НАМЫВА
Мотивация:
Нарушение экосистемы в районе Лисий Нос – Сестрорецк.
Нерасчетное увеличение антропогенной и транспортной нагрузки на Курортный район Санкт-Петербурга.
Отсутствие внятных мотиваций многоэтажной застройки в Курортном районе на побережье Финского залива.
• КОМПЛЕКС МЯСОКОМБИНАТА им. С.М. КИРОВА.
Мотивация:
Аварийное состояние и угроза разрушения уникального памятника промышленной архитектуры периода авангарда.
ЗАНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА В «БЕЛУЮ КНИГУ»
сопровождается присуждением золотого «Знака соответствия» и диплома Всемирного клуба петербуржцев. В этом качестве были отмечены:
• ОТЕЛЬ «ЭРМИТАЖ» (ул. ПРАВДЫ, 10)
Мотивация:
Уважительное отношение к сложившейся исторической городской среде при создании нового объекта общественного назначения
Воссоздание разрушенного исторического здания памятника.
• ПАМЯТНИК ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ
Мотивация:
Новизна и свежесть художественного образа и пластических методов воплощения в исторической среде.
• ЦЕРКОВЬ В ШУШАРАХ
Мотивация:
Воссоздание памятника эпохи классицизма в аутентичной технологии.
• КОМПЛЕКС «ТКАЧИ» (ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, 60)
Мотивация:
Реставрация и органичное приспособление исторического промышленного комплекса для современного культурного центра.
• РАТНАЯ ПАЛАТА (г. ПУШКИН)
Мотивация:
Высокий пример возрождения здания и музея.
Возьму на себя смелость номинировать наиболее яркие из указанных объектов применительно к системе требований, предъявляемых клубом, и пояснить мотивацию принятых решений. Ведь в целом неудач много больше, как, впрочем, и событий, заслуживающих одобрения. Однако и те, и другие чаще в меру банальны и не воздействуют принципиально на средовую ситуацию, лишь разнообразя ее колебания в границах статистической погрешности, подобно рядовой, фоновой застройке старого Петербурга, тоже отнюдь не безгрешной. Мы же рассматриваем объекты в достаточной степени заметные и небесспорные. Они укладываются в некоторое число номинаций, значительных с точки зрения градостроительной и архитектурной традиции Санкт-Петербурга. К примеру, казалось бы, безделица – устройство временного катка на Дворцовой площади или фонтана в акватории Невы у Стрелки Васильевского острова. Однако какой вред имиджу Петербурга и его архитектурным ансамблям они нанесли! И совершенно справедливо в свое время заняли свое место в номинации «Этические и эстетические проблемы взаимоотношений временного и постоянного в историческом центре Санкт-Петербурга» «Красной книги».
Сегодня одной из наиболее ярких тем общественного и профессионального обсуждения являются планы реконструкции ансамбля Конюшенного ведомства под функцию апарт-отеля. Городу угрожает безвозвратная потеря не просто выдающегося памятника XVIII–XIX веков, но и изъятие важного общественно значимого ресурса. В конце концов, можно отдать под жилую, гостиничную, торговую функции и Конюшенное ведомство, и Новую Голландию, и многие другие уникальные архитектурные пространства исторического Петербурга, изуродовать, исказить их реконструкцией. А после – искать взамен выставочные и фестивальные площадки, театральные и концертные залы, комплексы для просветительской, лекционной, научной, общественной международной деятельности. Конюшенное ведомство находится под прямой угрозой, и эта перспектива дает нам право разместить объект в «Красной книге» с номинацией «Отсутствие концепции проведения конкурсов идей использования знаковых объектов в исторической среде Санкт-Петербурга». Надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и этому объекту все же не суждено перейти на листы «Черной книги», в которой в 2014 году «почетное» место занимает практика разрушения фасадов «любимого города» при полном попустительстве комитетов Администрации, ответственных в Петербурге и за охрану, и за градостроительную политику, – КГА и КГИОП. Прорубка новых входов, устройство приямков, расширение витринных проемов, искажения исторических дверных и оконных заполнений, беспардонное размещение рекламных вывесок вне контекста членений и декора фасадов не оставляет шансов ни исторической, ни современной архитектуре на сохранение изначальных авторских замыслов. Осуждая эту распространяющуюся как плесень тенденцию, экспертный совет размещает ее в номинации «Негативный опыт вмешательства в архитектуру исторических фасадов, разрушающего уникальное архитектурное качество исторического центра Санкт-Петербурга».
Из пяти внесенных в «Белую книгу» объектов лично мне представляется наибольшей удачей опыт воссоздания церкви в Шушарах по строительной технологии, аутентичной эпохе, в одной из номинаций «Сохранение и воссоздание исторического архитектурного объекта» или «Верность классическим идеалам и творческий вклад в развитие петербургских традиций в области градостроительства, архитектуры и искусства».
В той же номинации, оставляя на совести авторов и заказчика отеля «Эрмитаж» на улице Правды, 10 небесспорный и избыточный декор интерьеров, нельзя не отметить более чем существенные достоинства: корректное отношение к непростой для новой функции исторически сложившейся пространственной структуре помещений, к окружающей архитектурной среде при масштабной реконструкции руинированного здания-памятника, доставшегося инвестору. Принятые проектные решения, возможно и в убыток прямой выгоде, позволили оживить объект, не нанеся вреда ни его общественно значимой функции, ни масштабу и характеру городской среды, доказав принципиальную возможность соблюдения уважительного отношения к наследию, в т.ч. и при передаче его в частные руки.
Другие номинации «Белой книги» звучат как «Памятники и скульптуры в городской среде Петербурга» – в отношении памятника Доменико Трезини, «Новая культурно-просветительская функция исторического объекта» и «Сохранение и воссоздание исторического объекта-памятника промышленной архитектуры» – применительно к комплексу «Ткачи» на Обводном канале, 60. Возрождение Ратной палаты в Царском Селе оценено в номинации «Создание нового музейно-просветительского комплекса на основе воссоздания памятника архитектуры, истории и культуры».
Представляется, что опыт взаимодействия петербургской общественности с Санкт-Петербургским Союзом архитекторов в лице экспертного сообщества, с другими творческими союзами Петербурга позволит во все возрастающей степени точности определять достоинства и недостатки результатов существующей архитектурной, художественной и благоустроительной практики в нашем городе.