В 1844 году император Николай Первый издал указ, запрещающий возводить в Петербурге гражданские здания, по высоте превышающие Зимний дворец. Согласно этому документу, рядовые дома должны были строиться как минимум на одну сажень ниже. Выше царской резиденции могли быть только храмы.

Эта мера объяснялась не только желанием подчеркнуть верховенство власти, но и сугубо прагматичными соображениями. На болотистых петербургских грунтах возводить высокие, а значит и более тяжелые здания, было очень сложно. Известно, например, что под фундамент Исаакиевского собора, высота которого составляет 101,5 м, было забито 10 762 сваи, а на его сооружение ушло около пяти лет, и еще больше времени заняла усадка здания.
Кроме того, благодаря строгим ограничениям по высотности формировался единый облик города с характерной градостроительной чертой – преобладанием горизонталей над вертикалями. Позднее академик Дмитрий Лихачев назвал этот феномен «небесной линией Петербурга».
Императорский указ, где главным ограничением по высоте были 11 саженей (23 метра), действовал до 1917 года, но после революции никаких ограничений в Петербурге установлено не было.
ЗАОБЛАЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Впрочем, в советское время высотные дома строили только на окраинах, но даже и там, из- за слабых грунтов, небоскребов не возводили. На рубеже XX и XXI веков строители пустились во все тяжкие. В Петербурге один за другим стали появляться здания, грубо попирающие пресловутую «небесную линию» города. Так, жилой комплекс на набережной Робеспьера, д. 4 закрыл вид на Смольный собор с Литейного моста и с других точек знаменитой невской панорамы. Исказил вид Невы и ЖК «Платинум» на Свердловской набережной. Отчетливо виден в створе Шпалерной улицы и дом 9 на Большеохтинском. Когда список подобных градостроительных экспериментов начал стремительно увеличиваться и под угрозой оказалась уникальная целостная архитектурно-пространственная среда, то для строящихся домов в центре Петербурга снова начали вводить ограничения по высотности. Впервые регламент высотного регулирования строительства в исторически сложившихся районах города был введен в 2004 году. Он имел статус временного, и определил, что в охранной зоне базовые параметры застройки не могут превышать исторические 23 м. Допустимая высота застройки вне центра города составляла 48 м.
В 2008 году петербургское правительство приняло изменения во временный регламент застройки территории города, который увеличил предельно допустимую высотную норму для зданий Санкт-Петербурга до 100 метров. В итоге в центре города появился еще целый ряд высотных зданий, после чего в 2011 году Верховный суд РФ отменил положения, допускавшие превышение высотных параметров в охранных зонах.
В городе разразился грандиозный скандал, поскольку 300 согласованных проектов и уже начатых строек в буквальном смысле повисли в воздухе. В защиту строительного бизнеса выступила бывший губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она попросила изменить определение Верховного суда РФ о том, что отдельные положения градостроительного законодательства Петербурга должны быть признаны недействующими с момента их вступления в силу и предложила признать законными объекты, утвержденные с февраля 2009 года по март 2011 года. Суд удовлетворил просьбу Матвиенко.
НЕ ВЫШЕ 11 САЖЕНЕЙ
Сегодня ситуация повторяется вновь. С 2008 года девелоперы согласовывали проекты с превышенной высотностью в комиссии по землепользованию и застройке при Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА), которая при выдаче разрешения на реализацию руководствовалась постановлением правительства РФ №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». «В этом документе была очень удобная законодательная лазейка – по согласованию с Министерством культуры РФ и органом государственной власти субъекта РФ допускалось отклонение от предельных параметров. Благодаря этой поправке комиссия по землепользованию и застройке Комитета по градостроительству и архитектуре согласовала 130 объектов, высота которых значительно превысила допустимые нормы», – говорит владелец агентства недвижимости CENTURY 21 Imperial в Санкт-Петербурге Артур Гарбуз.
Но в конце 2015 года в постановление №972 было внесено изменение (пункт 22), которое полностью исключило возможность отклонения от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов. То есть, все вернулось к историческим нормативам – высота домов по фасадам вдоль улиц не может превышать 23–25 м (11 саженей) до карниза и 28–33 м до конька крыши. Предельная высота внутриквартальной застройки допускает 40 м и то лишь при условии, что ее не видно с открытых пространств. «Это жесткая и очень неудобная для девелоперов мера, но для того, чтобы сохранить наиболее значимые городские панорамы, она необходима, – комментирует владелец CENTURY 21 Imperial Артур Гарбуз. – В противном случае есть реальная угроза потерять целостность исторического силуэта великого города».